Все об автоподставах: кто, кого и как?
Сегодня основной вид мошенничества на российских дорогах – спровоцированные дорожно-транспортные происшествия или, говоря привычным языком, подставы. Мы решили рассказать о том, как обманывают автомобилистов «романтики большой дороги». Предупрежден – значит, вооружен...
Кто подставляет?
В качестве машин для организации подставы мошенники предпочитают старые автомобили престижных марок, запчасти для которого по-прежнему стоят недешево. Чаще всего это автомобили «большой тройки» - Audi, BMW и Mercedes-Benz – со следами кустарного кузовного ремонта, грязными номерами и наглухо затонированными стеклами. Экипаж подставной машины состоит из 2-4 человек, которые работают с утра до поздней ночи на строго определенном участке дороги. Средний доход каждого экипажа составляет до $1000 в день.
Кого подставляют?
Жертвой мошенников обычно становятся новые или слегка подержанные «десятки» и аналогичные по цене иномарки. При этом водитель, не важно мужчина или женщина, в машине должен быть один, чтобы подстава проходила без свидетелей. Наибольшие шансы быть обманутыми у любителей разговаривать за рулем по телефону, метаться из ряда в ряд и новичков, на машине которых наклеен треугольник с буквой «У».
Как подставляют?
Основных сценариев, по которым происходит подстава, совсем немного.
Первый, когда вы едете в левом ряду (рис. 1).
В этот момент сзади появляется машина и начинает настойчиво сигналить, требуя уступить дорогу. Как только вы начинаете перестраиваться на соседнюю полосу, справа возникает еще один автомобиль, который резко ускоряется. В итоге, своим бампером вы царапаете левый борт внезапно возникшего «подставлялы».
Второй, когда вам нужно повернуть направо (рис. 2).
При этом за несколько метров до поворота припаркован наглухо затонированный автомобиль. Как только вы объедете его и попытаетесь повернуть, он резко трогается с места. Как и в предыдущем случае, своим бампером вы поцарапаете левый борт «подставной» машины.
Третий, когда вы выезжаете на оживленную трассу, а впереди стоит автомобиль (рис. 3).
Как только он тронется, вы переключите свое внимание на основную трассу и неизбежно столкнетесь с «подставлялой», который внезапно затормозит.
Четвертый, когда вас обгоняют (рис. 4).
При этом обгоняющий перестраивается на вашу полосу и резко тормозит. Остановиться вы не успеете и неизбежно упретесь в корму «подставной» машины, у которой заранее выкручены лампочки в стоп-сигналах.
Пятый, когда вы стоите в пробке на уклоне (рис. 5).
В этот момент стоящий впереди автомобиль начинает катиться назад до тех пор, пока не упрется в ваш передний бампер. Не смотря на то, что виновником аварии вы не являетесь, вас любыми способами постараются убедить в обратном.
Шестой, когда вы заливаете топливо на заправке.
В этот момент «подставлялы» оставляют наждачкой царапину на вашем крыле, имитирующую след столкновения с другим автомобилем. Как только вы отъедете на несколько километров, тонированная иномарка «прижмет» вас к обочине, и ее пассажиры постараются доказать, что вы, выезжая с заправки, совершили столкновение.
Седьмой, когда вы отъезжаете от супермаркета.
При этом невесть откуда появится солидного вида мужчина и, корчась от боли, сообщит, что вы по неосторожности наехали ему на ногу. Чтобы «замять инцидент», вам предложат расплатиться на месте.
Как избежать подставы?
Основной совет банален — быть внимательнее. Заметив наглухо затонированную иномарку с грязными номерами, маневрирующую между рядами, сбросьте скорость и ни в коем случае не перестраивайтесь на другую полосу, особенно когда вам настойчиво сигналят сзади. Если же вы решите пропустить «торопыгу», то избежать подставы поможет привычка дважды смотреть в зеркала заднего вида — до и во время выполнения маневра. И помните, что времена, когда от подставы спасала наклейка страховой компании на заднем стекле автомобиля, безвозвратно ушли.
Сейчас мошенники приспособились к новым условиям, вооружившись лазейкой в законе об обязательном страховании: оплата по полису ОСАГО не производится в том случае, если виновник умышленно скрылся с места аварии. Поэтому, инсценировав ДТП, «подставлялы» всеми способами постараются убедить вас в необходимости отъехать подальше. Затем, упомянув об указанной лазейке, предложат «решить проблему на месте». При этом несведущие автомобилисты, лишенные надежды переложить свои траты на страховую компанию, как правило, на это соглашаются.
Как распознать подставу?
Самое главное — обратите внимание на повреждения обеих машин. Если они заметно отличаются или вторая машина щеголяет целым набором неисправленных кузовных дефектов, то это повод задуматься о том, что вас подставили. Укрепить сомнения должны предложения убрать автомобиль с проезжей части, чтобы невозможным стало определить его положение в момент аварии. Как только это будет сделано, вас начнут уговаривать разобраться, не вызывая ГАИ. При этом ведущую роль в разговоре берет на себя не водитель «подставной» машины, а его пассажиры. Для большей убедительности один из них может «оказаться» сотрудником ГИБДД или страховой компании. Задача последнего — убедить вас в неизбежности оплатить ремонт из своего кошелька и сделать это как можно скорее. И тут все будет зависеть от вашей реакции и дальнейших действий.
Что делать при подставе?
Во-первых, ни под какими предлогами не покидайте место аварии. От этого напрямую зависит, кто будет признан ее виновником. Во-вторых, со своего телефона вызовите ГАИ и позвоните родственникам, которые запишут номер, марку и цвет «подставной» машины.
Большинство мошенников, встретив принципиального автомобилиста, который беспрестанно куда-то звонит и отказывается отдавать документы в их руки, стараются поскорее скрыться с места аварии. Причина проста — связываться с ГАИ, а затем и со страховыми компаниями, которые имеют свои досье на «подставлял», им не с руки. Если же в ваш адрес последуют угрозы, без лишних слов закройтесь в своей машине и ждите, пока приехавшие сотрудники ГАИ не начнут составлять протокол. Инспектор признал вас виновным? Внимательно изучите протокол и запишите в нем свое мнение относительно случившегося, завершив написанное фразой «ПДД не нарушал». При этом укажите важные детали: моргал ли вам кто-то фарами, совершал резкие маневры или пытался подрезать. После этого постарайтесь уехать с места происшествия вместе с сотрудниками ГАИ, иначе прессинг может продолжиться.
Вместо вывода
Даже если вас признали виновником аварии, расстраиваться не стоит — ущерб «подставлялам» оплатит страховая компания. Это все-таки лучше, чем оплачивать из своего кармана ремонт обеих машин: своей и «подставной». И последний совет: риск стать жертвой подставы сводится к нулю, если на вашем авто наклеен логотип какой-либо фирмы — связываться с наемным водителем «подставлялам» не захочется.
Автор: Алексей Кованов
Рисунки: Оксана Охременко